Ляпы Библии - Исследование чуда Огня

 
 
ПОЯСНЕНИЯ К ПЛАНУ


  1. Вход в Храм Воскресения.
  2. Место турецкой стражи.
  3. Камень Помазания.
  4. Гробница Иерусалимских королей Готфрида и Балдуина I (не сохранились).
  5. Придел праотца Адама под Голгофою.
  6. Место стояния св. Жен.
  7. Гроб Господень.
  8. Гробница Иосифа Аримафейского и Никодима.
  9. Каменная ваза — «пуп земли».
  10. Придел Темницы Господней.
  11. Придел Св. Царицы Елены.
  12. Место Обретения Креста Господня.
  13. Голгофa.

Огромный Храм (см. схему), наполнен людьми, посреди ротонды, над Гробом Иисуса Христа возвышается небольшая часовня — Кувуклия (Рис. 3).

В ней только что заперся православный патриарх, чтобы возносить молитвы к Богу и ожидать схождения благодатного огня. Чуть поодаль от него стоит армянский епископ, чтобы передать появившийся огонь, через специальные окошечки наемным скороходам. Народ вокруг с надеждой всматривается в полумрак, лишь изредка тьму озаряют вспышки фотоаппаратов. Ожидание длится 15 20 минут, и вот уже первые пучки свеч стали появляться из окон Кувуклии. Свечи подхватывают специально обученные скороходы и быстро разносят в разные уголки Храма. И вот уже огненная река заполонила весть Храм. Огонь появился на улицах Города, переданный тысячам паломникам не попавшим внутрь Храма.

У некоторых огонь горит сильным, синеватым пламенем и такой огонь не обжигает первые 2-10 минут, пока пламя не станет обычного размера и обычного цвета. Многие свидетели видят множество молний, огненные всплески и шары, вокруг Кувуклии и в пределах Храма. На этом чудо заканчивается, и лишь самые особенные паломники могут ещё несколько дней видеть всплески молний и огня в Храме.

Давайте начнём наше исследование из глубины веков.

А что собственно находилось на месте Храма во времена Иисуса?

Не будучи расположенным слушать предание христиан на этот счёт, я обратился к истории Иерусалима. Оказалось, что с начала правления Ирода (37-34 гг. до н. э.), на месте нынешнего Храма формируется пригород, причём Храм занимает скорее центральную часть пригорода. О масштабах и плотности застройки этого места, можно судить по тому, что уже в 40-41 году (т. е. 8 лет после смерти Христа), пригород начинает обносится стеной, тем самым становясь полноценной частью города.


Много мужества требуется римскому прокуратору, что б разрешить казнить и захоронить преступников среди многочисленных домов и муниципальных сооружений, так сказать, нетрадиционным способом.

Если же вы не католик и не православный, то для вас может представлять интерес другая, так называемая «Истинная могила Иисуса», обнаруженная в 1883 г. Особой популярностью она пользуется у протестантов, которым не досталось своего предела в Храме Воскресения. Я слышал о могилах Иисуса в Индии и Японии, но это уж слишком далеко от городских стен Иерусалима. (Схема)

Рис. 3
Желтым цветом обозначена улица Армянского патриархата, ведущая от «площади Старика Хоттабыча» (Султана Омара ибн Киттаба) к Сионским воротам.

Синим улица Давида, по которой от Яффских ворот можно пройти к Храму Гроба Господня.

Оранжевым Via Dolorosa.

Зеленым улица Эль Вад, по которой от Дамаских ворот можно пройти мимо Via Dolorosa к Стене плача.

Кроме того, на карте обозначены автобусные остановки
, автомобильные стоянки
, некоторые музеи
и общественные туалеты
. То, что один из них в Храме Гроба Господня, не ошибка и не факт неуважения к верующим,
а совсем наоборот…
Не прошло и 40 лет со смерти Христа, как Иерусалим был превращён в руины, почти все жители покинули его, а в 135, на месте Иерусалима возникает провинциальный Римский город Элия Капитолина. Чего там могло остаться от пещеры могилы Христа, мне трудно понять, но в 325 г, Елена, мать Константина Великого, нашла гробницу Христа, Константин велел соорудить на этом месте первую церковь, строительство которой было закончено в 335 году. Самое интересно, это то, что могила оказалась под языческим Храмом, который бережно сохранял сию святыню под своим фундаментом. И на этом фоне не удивительным кажется обнаружение поблизости от Храма всех трёх крестов с табличкой, что лежали, любовно уложенные, в одну из цистерн для водосбора. Почти 300 лет!!!

Христианский мир ликовал. Первая церковь была перестроена в так называемую «паломническую церковь», включив ряд памятных мест из жизни Христа. Тут уж жадность христианская перешла все пределы. На сравнительно небольшом расстояние друг от друга разместились Голгофа, могила Иисуса и темница, где тот ожидал казни. Так что такая близость поражает не только атеистов, но и ряд верующих, не всех конечно.

Ликование христиан время от времени омрачалось разрушениями, сожжениями и ограблениями Храма.

См. таблицу http://www.birzeit.edu/palnews/sepulchre/dates.html.

Можно было бы пережить злодейства неверных, но в поругание Святыней Храма немаловажную роль внесла постоянная вражда христианских конфессий, владеющих той или иной частью Храма. Урвать больший кусок от Храма, не пустить врага на свою территорию или устроить резню в Храме для усиления своих прав — это и было атмосферой прохождения чуда. Даже поговаривают, что пожар 1808 года явился следствием этой грызни христиан друг с другом. Хотя меня, как атеиста, радует, что вся эта возня не из-за ревности к Богу или стремлению к истине, а в основе всего стоит стремление монополизировать это доходное место.

Здесь уместно привести два воспоминания паломников 19 века.

«По прибытии каравана в Иерусалим, поклонников размещали по разным монастырям и обирали порядком под видом соблюдения разных обрядностей. Никто из них целые сутки, а иногда и двое не смел высунуть носа на улицу, не зная и не ведая, что Иерусалим и Гроб Господень доступен всякую минуту. Каждый думал, что все это заперто у греков на ключ и без их разрешения видимо быть не может. Разумеется, рвались на волю всеми силами и были щедры. Обыкновенный, первоначальный взнос с каждого поклонника простирался, сколько нам известно, до 5 рублей. Потом следовали меньшие взносы, по мелочам, когда показывалось что-нибудь особенное. На Иордан отправляли поклонников кучей, в сопровождении нанятых патриархатом башибузуков, из иерусалимского гарнизона. Тут, конечно, новые пожертвования. В заключение, какой-нибудь монах шептал богомольной старушке, которая казалась ему достаточнее других, что «есть-де недавно открывшийся чудотворный ключ, куда еще никого не пускают, но… по знакомству можно». Старушка взмаливалась: «Батюшка, нельзя ли как!» Ее препровождали к ключу. Она передавала об этом потихоньку приятельницам, и те добивались таким же таинственным путем до новой святыни».

«Храм еще с вечера на субботу был оцеплен турецкими войсками и постепенно наполнялся народом, заблаговременно покупавшим себе места, ценою от 50-ти копеек (на наши деньги) до 10-ти рублей».



В общем, деньги, нажива, всё как у людей.


Настало время поговорить о самом чуде.

Христиане утверждают, что огонь сходит от момента воскресения и доныне, но как это происходило, пока могила находилась под языческим храмом, они обычно не утруждают себя раздумьями. И всё же стоит изучить свидетельства христиан в исторической их последовательности. Как эволюционисту, мне было приятно узнать, что чудо в соответствии с законами природы и НТП постоянно эволюционировало.

До конца десятого века огонь сходил на одну свечку, затем стали самовозгораться несколько свечек, но чудо запряталось в Кувуклию, от глаз подальше. Время шло, и в 1724-41 году появились первые свидетельства о необжигающих свойствах огня. Примерно к этому же времени относятся изменение цвета огня (ярко красного, аки киноварь), до голубоватого, и огонь уже приходил не простым возгоранием, но многочисленными бусинками огня на вате, аккуратно разложенной по всему камню надгробия. Хотя порой чудо происходит и старым, проверенным способом. С момента появление фотографии мы начинаем встречать массовые свидетельства о множестве молний, свечений, огненных шарах во время чуда.

А что ещё ждать от рассказов людей, видевших чудо в полуобморочном состояние, измученных постом, многочасовым (около 2 десятков часов) ожиданием без сна и нормальной пищи, всматривающихся в темноту и внезапной смене состояния торможения состоянием религиозного возбуждения?

Приведу отрывки из двух свидетельств.

«В этот момент я получила удар по голове — как выяснилось потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар».

«Да, мы были в храме; я видела вспышки света, как молний, но не понимала, что это благодатный огонь, я приняла их за вспышки фотоаппаратов. Я один раз увидела, как под куполом все озарилось светом, и только потом поняла, что под куполом вспыхнули «сами» лампады. И люди, которые на балконах стояли, у них тоже сами собой зажглись свечи от благодатных вспышек, от вспышек благодатного огня. Это было так все быстро, что я не поняла, что это уже все. Святейший патриарх передал благодатный огонь, за какие-то секунды мы его получили, наши свечи зажглись от этого огня. И я даже подумала: неужели это все? (…)

И я так думаю: что ж это такое? Ничего не пойму. А потом уж мне объяснили, что сами собой зажглись лампады под куполом. (…)

Но свет благодатный как будто снизу пошел от кувуклии. Свет шел снизу вверх. Это было перед тем, как святейший патриарх стал передавать огонь из кувуклии. (…)

Когда вошел святейший патриарх в кувуклию, появились вспышки. Они такие мгновенные, я подумала, это фотовспышки. Но молний я не видела, только вспышки.

Мой муж вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все».

Жаль, что не смотря на массовые видения и массовые съёмки чуда, в интернете неожиданно мало документальных свидетельств подобных явлений, а что есть, кажутся глупой шуткой со стороны христиан.

Но, читая свидетельства можно заметить, что чем более трезво мыслящий человек описывает чудо, тем меньше там остаётся места молниям, огненным шарам и т. п. явлениям.

На этом мне хочется закончить свою краткую заметку.

А как же необжигающее пламя, спросите вы? Я ведь не алхимик, а биолог. Вот вам рецепт, пробуйте. А мне лениво, но если кто возьмётся, помогу, чем смогу.



Холодное пламя.


Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.

Ингредиенты:


Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт).

Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

Температура горения это не фиксированная величина, она зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. В описании опыта, который можно сделать дома, я привел метод, чтобы увидеть сам факт необжигающего огня, где количество эфира очень мало. В случае использования концентрированного эфира температура может быть намного выше.

(рецепт из статьи Пасхальный огонь. Евгений Барсуков, кандидат химических наук
http://www.skeptik.net/miracles/pasfire.htm)

Дополнительную информацию вы можете получить из базы данных посвящённых благодатному огню.

Приложение.

Пасхальный огонь
Евгений Барсуков, кандидат химических наук


В принципе, я не считаю что «все, что происходит с людьми, имеет научное объяснение», так как, на самом деле, наука сама по себе имеет значительное число данных, которые она открыто признает пока необъясненными. Наука вечно молода, и всегда будет иметь массу открытых вопросов.

Примерами могут быть частицы космического излучения, энергии которых на несколько порядков превышают теоретический предел, или рентгеновские источники в атмосфере, или, наконец, даже такие фундаментальные вещи, как одновременное схлопывание волновой функции связанных частиц в квантовой механике, которое происходит, даже если одна частица на земле, другая на Альфе Центавра, объяснения чего сводятся к таким странным вещам, как движение назад по времени. Так что, простор для любознательных открывателей нового налицо.

Тем более странно, что большинство людей предпочитает искать неизведанное в наиболее избитых и очевидных бытовых ситуациях, где все уже объяснено и проверено человеческим опытом в течение многих сотен и тысяч лет даже без всякой науки.

Чудеса, происходящие на бытовом уровне, это, как правило, просто проявление технологии, которая является передовой на момент демонстрации. Например, кого сейчас удивишь воскрешением оно происходит каждый день по многу раз во всех реанимациях мира. Тем не менее, сам факт, что некая технология дана (Богом или закономерностью, в зависимости от вашей веры) в руки некому человеку «до срока», всегда служил доказательством и подтверждением действительности его пророчеств, что, в общем, не лишено смысла.

В этом свете, просьба не воспринимать приведенное ниже возможное объяснение чудес нисхождения огня на Пасху в православной церкви в Иерусалиме как наезд на чью-то веру, а, скорее, наезд на некое чудо, которое перестало им быть к настоящему времени из-за общедоступности использованной технологии.

Такая вот дискуссия произошла в группе relcom.religion в один весенний вечер:

Regarding message from Tue, 21 Mar 2000 18:12:18 +0600 by «Калинкин В. А.»:

>Приветствую всех читающих это.
>Скоро пасха, скоро нам в очередной раз покажут чудо нисходящего огня,
>кто-нибудь напишет, что это — элементарный фокус из Детской Энциклопедии, я
>попрошу точную ссылку, мне скажут: да я сам этот опыт делал неоднократно,
>вот доберусь до ящика со старыми книгами и… ничего не скажет по существу.
>Был тут единственный (насколько я знаю) из нас дипломированный химик — он
>ушел из конференции, и теперь никто не поможет нам этот фокус повторить в
>домашних условиях.

… ну, я химик… кандидированный;

>Если кто знает сам этот секрет, или имеет знающего химию приятеля, давайте
>подготовим достойный отпор хитрым служителям культа и разоблачим
> пресловутое чудо.

Как они это делают точно, понятия не имею, по пьяни ни один из них не проговорился. А само «холодное» воспламенение делается достаточно просто. В надежде, что дети не смотрят, рассказываю один простой для воспроизведения в домашних условиях метод:

(Осторожно! — смесь при долгом стоянии взрывоопасна. Изготовлять только в малых количествах. Выливать в унитаз в течение не более часа после приготовления. Держать в стекле, вдалеке от любых горючих предметов. Серная кислота - крайне опасная жидкость, необратимо уничтожает кожу и глаза в течение десятка секунд. Рекомендуется опыты делать в очках).

Ингредиенты (вполне доступны в течение последней тысячи лет):

  1. концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы)
  2. порошок марганцовки

Из обоих компонентов (не больше четверти чайной ложки каждого) делается кашица (желательно в стекле, без контакта с металлами). Фокус готов.

Кашица (достаточно количества в четверть спичечной головки) берется на стеклянную, керамическую или пластмассовую палочку и приводится в соприкосновение с любым горючим объектом: например бумагой, ватой, фитилем спиртовки, тонкой лучиной, хлопчатой тканью. Объект при этом немедленно воспламеняется.

Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле «случайно» прилип очень маленький кусочек бумаги, который при этом воспламеняется. Для верности таких «крапленых» свеч может быть несколько по всему залу, чтобы хоть одна, да сработала.

Еще раз призываю к осторожности!

В. А. Калинкин, будучи человеком дотошным и явным скептиком, этим объяснением не удовлетворился, ответил следующее:

>Спасибо за отзывчивость, но вопрос был не в этом, как зажечь без зажигалки
>(это действительно просто), а в том, чтобы появившееся пламя, по крайней
>мере, первые 10-20 минут, не обжигало кожу и волосы экспериментатора, когда
>он их намеренно помещает в это пламя.
>Причем, наши новосибирские священники привезли огонь из Иерусалима и огонь
>сохранял свои невоспламеняющие свойства.
>Год и два назад здесь так много об этом говорилось, что я не уточнил, в чем
>именно народ усматривает чудо нисхождения огня.

Действительно, я тут осведомился о деталях нисхождения, и узнал, что там действительно фигурирует необжигающий огонь, который можно размазывать по телу, при этом одежда не загорается (хотя можно зажечь тонкие лучинки).

Химия тут возможна различная. Навскидку вспоминается один способ, которым тоже можно произвести этот опыт дома. Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.

Ингредиенты:


Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт).

Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается с «нисхождением огня» в том, что после того, как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает.

Если есть водяной холодильник и колба, эфир борной кислоты можно собрать в чистом виде, хотя для демонстрации нисхождения вполне годится его раствор в спирте, которым можно смочить руки, например.

Еще одна деталь при горении образуется аэрозоль борной кислоты, который, хотя и не видно глазом, нетрудно обнаружить при помощи газового анализатора.

Короче, для проверки этой гипотезы достаточно собрать (например, в надувной шарик) хотя бы литр воздуха после проведения обряда «нисхождения огня» и пропустить этот воздух через газовый хроматограф, посмотрев внимательно на присутствие следов борной кислоты.

Regards, Евгений Барсуков
март 2000


…Почти два года спустя…


С наводки хозяина сайта Скептиков я не без удивления обнаружил, что моя статья вызвала неожиданное возбуждение у почитателей огненных чудес.

Неизвестный эдитор не пожалел пять страниц на сайте, посвященном пасхальному огню, для того, чтобы попытаться нивелировать эффект моей статьи, приведенной выше.

Увы, пяти страниц (www.holyfire.org/razbor_barsukov.htm) оказалось достаточно для размещения избыточного количества неуклюжих попыток иронизировать, но места не хватило для размещения хотя бы одного конкретного аргумента. То, что показалось автору аргументами, на самом деле является примером достаточно широко распространенного недостатка базовых химических знаний.

Попробуем быть более экономными с местом, и посмотрим на ключевые моменты статьи, опуская не относящиеся к делу хиханьки и хаханьки. (Фрагменты моей вышеприведенной статьи мелким шрифтом, цитаты с «огненного» сайта курсивом).

Когда после трех страниц благоглупостей автор собственно переходит к своим аргументам, он садится в лужу на самом первом из них, который, надо думать, планировался как самый убийственный:

   Ингредиенты (вполне доступны в течение последней тысячи лет):

  1. концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы)
  2. порошок марганцовки

> Думаю, Вам не стоит забывать, что Вы, все же, кандидат химических наук.
> Так что, пожалуй, оставим для историков Ваше маленькое открытие о легкой
> доступности концентрированной серной кислоты в древности. Может, ее
> добывали из аккумуляторов?

Серная кислота является наиболее древним достижением химии, и методы ее добычи были известны задолго до самого появления слова «химия». Первые описания производства серной кислоты разложением минералов, содержащих сульфат железа, были найдены у древних египтян. Позолоченные изделия, единственным методом производства которых было использование царской водки (смеси азотной и соляной кислот), широко использовались в греческой и римской цивилизации. Обе кислоты (азотная и соляная) вплоть до прошлого века получались только действием серной кислоты на их соли селитру и поваренную соль, соответственно. Другие методы (электрохимический, например) стали известны только в недавнее время. Так что, увы широкая доступность серной кислоты задолго до первых сведений о священном огне это общеизвестный факт.

Кстати, к вопросу о доступности именно концентрированной серной кислоты… Используемый алхимиками способ изготовления серной кислоты разложением сульфата железа, собственно, концентрированную кислоту и дает, так как в начале получается олеум (раствор SO3 в H2SO4), который потом разбавляется водой. Аналогично получали азотную и соляную кислоты для царской водки, используемой для золочения посуды еще у древних греков. Разбавленная кислота бесполезна для этих целей.

Более остроумно было бы возразить по поводу марганцовки. Ее в чистом виде тогда действительно не использовали, я выбрал именно этот окислитель для того, чтобы сделать описание эксперимента производимым в домашних условиях. Однако и этот аргумент мало помог бы, так как адекватный заменитель марганцовки (менее доступный сейчас) хромат калия, издревле использовался для дубления кож, и потому был вполне доступен древним химикам.

Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле «случайно» прилип очень маленький кусочек бумаги, который при этом воспламеняется. Для верности таких «крапленых» свеч может быть несколько по всему залу, чтобы хоть одна, да сработала.

> А теперь представим себе десятки тысяч паломников дружно изготовляющими
> взрывоопасную смесь (очевидно, они должны это делать в страдающем от
> терроризма Иерусалиме). Заметим, что перед тем, как использовать данную
> смесь, паломники около суток сидят в храме с тридцатью тремя (так по
> определенным причинам принято) взрывоопасными стеклянными трубочками
> только, чтобы побаловать себя и окружающих всем известными фокусами.
> Будем вынуждены Вас крайне огорчить. Паломники, в том числе и те, у
> которых свечи загораются сами, покупают их в обычных арабских лавках.

Широко известно, что пасхальный огонь возникает не везде одновременно, а в одном месте, что хорошо видно на фотографиях, приведенных на том самом сайте, который взялся за опровержение (www.holylight.gr/agiofos/holyph1.html). После этого огонь передается от одного посетителя к другому обычным методом зажиганием свечи от свечи. Для воспламенения эфира (см. дальше) было бы достаточно одной крапленой свечи (или другого горючего материала). В толпе возбужденных людей несложно спрятать даже целую газовую плитку с пьезокристаллическим зажигателем, не то, что одну маленькую свечку. Вообще, при современной технологии сам акт зажигания «втихую» не представляет ни малейшей проблемы. В IV же веке химический метод мог быть вполне удобным, особенно с учетом задержки самовоспламенения после контакта с горючей смесью на минуту-две.

Теперь об огненном шаре:

> Ну уважаемый Евгений (извините, не знаю как по батюшке Вас величать),
> теперь мы видим как хорошо Вы «осведомились». Ну, посмотрите хотя бы
> кассету, поймете, сколь наивны Ваши рассуждения и сколь мало отношения
> они имеют к делу: людей с блюдцами, переполненными химическими
> растворами, в церкви никогда не наблюдаются, туда приносят свечи.

Как я уже написал в своей статье, простейшее оборудование, доступное на каждой кухне, требуется для получения эфира. Его же использование не требует никакого оборудования. Например, чтобы получить огненный шар, достаточно смочить свою одежду заранее полученным эфиром, подождать некоторое время, пока он испарится, зажечь. Горящее облако эфира (который сам по себе тяжелее воздуха) будет двигаться с ветром именно так, как показано на фотографиях.

Кстати, в телесъемке с места события я видел сотрудников церкви, которые «размазывали» огонь по телу, что вполне сходится с гипотезой о предварительном смачивании одежды.

> Люди используют обычные свечи (можете купить для экспериментов
> в хозяйственном магазине или Церкви).

Когда огонь уже горит, можно зажигать любые свечи.

> Пламя от Благодатного Огня вовсе не зеленое.

На ваших фотографиях, и в телесъемке, которую я видел, оно выглядит прозрачным, слегка зеленоватым так же, как у эфиров борной кислоты.

> Люди в храме просто не имеют возможности подготовить описанный Вами
> опыт, поскольку Храм заполнен людьми столь тесно, что даже невозможно
> присесть. Для того чтобы было понятнее, можете попробовать провести
> описанный Вами опыт в московском троллейбусе в час пик (только, если он
> безопасен для окружающих!).

Смачиваю одежду эфиром, захожу в троллейбус, жду несколько минут испарения достаточного количества, зажигаю…

> Свечи зажигаются друг от друга обычным путем, никто никакие эфиры не
> поджигает.

О чем я выше и говорю. Эфир нужен только для эффектного дебюта, дальше все и так ясно.

> Благодатный Огонь, как раз, таки греет, его температура — около 40-45
> градусов Цельсия.

Температура горения это не фиксированная величина, она зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. В описании опыта, который можно сделать дома, я привел метод, чтобы увидеть сам факт необжигающего огня, где количество эфира очень мало. В случае использования концентрированного эфира температура может быть намного выше.

… Остается констатировать, что благие намерения автора опровергнуть факт доступности технологии получения эффектов пасхального огня с древних времен позволили мне дополнительно углубить и конкретизировать мои аргументы. Добавлю к сказанному только еще мое личное мнение: прибегание к языческим эффектам нисколько не прибавляет авторитета православной церкви и будет серьезным ударом для нее после того, как конспираторы будут вытащены на свет. Конечно, после этого церковь от них отмежуется и скажет, что ничего об этом не знала. Возможно, время для такого акта уже настало. «Пляски» вокруг пасхального огня не имеют никакого отношения к духовному смыслу христианства и мне лично представляются где-то даже кощунственными.

С приветами,
Евгений Барсуков
январь 2002

Дополнение

Анализ фотографии

Перед вами фото сошествия Благодатного Огня в Иерусалиме. Фотография из Свято-Екатеpининского монастыря, который получил ее от паломника, фотографирующего сошествие лично. Делал он ее так: поднял руки с фотоаппаратом над толпой и начал фотографировать с максимальной скоростью. До этого кадра незажженные свечи, после зажженные.

Ясно видно, как какие-то загадочные языки пламени сходят на людей. Чудо? Или это, все-таки, можно исчерпывающе объяснить по-другому? Давайте попробуем.

Для начала обратим внимание на детали.

Во-первых, единственная связь слоя огней и слоя толпы в храме вот эта рука в самом центре:
Во-вторых, ни одно лицо не поднято кверху, и не наблюдает за происходящим чудом, все спокойны, зато некоторые смотрят прямо в объектив.

Разложив фото по цветовым слоям, несложно убедиться, что все эти всполохи, несмотря на то, что они самые яркие, никак не отражаются. В синем слое хорошо видно, что рассеянный свет исходит сверху, слабо освещая люстру и орган, лица же освещены вспышкой. Вверху заметны матовые лампы с единственным бликом, направление источника света по этому блику угадать не сложно это вспышка фотоаппарата, с которого был снят этот кадр.

Траектории движения огней повторяются, совпадая в деталях: синусоидальное, справа налево вниз, затем немного вверх. Форма завершающего траектории характерного завитка, который совпадает практически поточечно в нескольких местах, а также то, что именно эти участки наиболее ярки, дает основания полагать, что огни были сняты следующим образом: фотограф, держа в руках камеру и перемещая ее по плавной кривой, открывает затвор, а затем останавливает и удерживает камеру до конца экспозиции. Небольшая дрожь рук при фиксации камеры объясняет идентичность завитков, сама фиксация яркие всполохи в конце траекторий огней.

Единственное место, где эта траектория нарушена та самая рука (см. выше), как будто как огонек по сложной траектории и с огромной скоростью перелетел через все помещение, и уселся на продолговатый предмет в руке. Здесь, напротив, в конце наблюдается небольшое снижение яркости, и форма траектории отличается от остальных.
Так откуда же взялись огни? Тот, кто хоть когда-то фотографировал на длительных выдержках (от 1 секунды) в темноте или в полумраке движущиеся светящиеся объекты (фонарики, спички, факелы, да просто свет автомобильных фонарей), поймет технологию появления световых пятен на этом снимке.

Итак, имеем: первая экспозиция длительная (несколько секунд, на советских фотоаппаратах обозначена как «В») без дополнительных источников света, сняты движущиеся факелы, свечи, и т. д. в темноте; вторая на этот же кадр обычная (доли секунды), сняты люди, скорее, с подсветкой вспышкой, на фоне ночного неба или дальней перспективы. Поэтому сам храм и люди в нем изображены достаточно резко, хотя многие из них не в статичных позах. Похожее фото может получиться при съемке ночью со вспышкой фотоаппаратом, у которого не сблокирован взвод затвора с протяжкой пленки.

В пользу версии движения камеры, а не огней говорит то, что


Огонек же, заканчивающийся на свече, отличается от остальных только на завершающем участке, причем не только формой, но и распределением яркости. Возможно, этот участок был отретуширован.

Кстати, аналогичным образом на фотографиях иногда получаются призраки, двойники, НЛО…



Консультанты:
Сергей Лахно, 2:464/95@fidonet
Gregory A. Yaklyushin, ell@paco.net

Исследование чуда схождения
Благодатного Огня в Храме
Воскресенья.
Взгляд скептика.

В борьбе между атеистическим и религиозным мировоззрением, не на последнем месте стоит вопрос существования сверхъестественного в нашем мире. Религии демонстрируют массу чудес, а атеисты, засуча рукава, описывают рукотворную природу этих явлений.

Живя в стране, где на роль воинствующего христианства претендует православие, мне многажды приходится сталкиваться с аргументом в пользу православия, состоящим в упоминание чуда схождения Благодатного Огня на православную пасху в Храме Воскресенья (Храм Гроба Господня).

Итак.



2007-2015
antibibliya@yandex.ru
Сайт задуман автором, чтобы развенчать устоявшееся представление о непогрешимости Библии.
[Главная] [Лео Таксиль] [Дулуман] [Статьи] [Программы] [Ссылки] [Вопросы] [Гостевая] [Форум]