МОНОПОЛИЯ НА ПРАВОЗАЩИТУ
(Комментарий к прошедшему круглому столу «Свобода и достоинство личности:
православный и либеральный взгляд»)
Ее явно хочет получить Русская православная Церковь. Это может кому-то показаться странным, неправдоподобным и даже преувеличенным. Но по сути дела именно об этом говорилось вчера на «круглом столе» в Свято-Даниловском монастыре.
Всем участникам этого экзотического мероприятия под названием: «Свобода и достоинство личности: православный и либеральный взгляд» раздали газету «Радонеж» и специально выпущенную к круглому столу брошюру под многообещающим названием «Кризис правозащитной идеологии». Именно эта брошюра стала основным «блюдом», предложенным общественности. А выступления высокоумных докладчиков — дьякона Андрея Кураева, отца Всеволода Чаплина, главного редактора «Радонежа» Евгения Никифорова и депутата Натальи Нарочницкой получились лишь своего рода «гарниром», украшенным историческими экскурсами, цитатами из великих философов, от Вольтера до Карла Маркса включительно. Одну из программных статей этой брошюры под названием «На кого работают «правозащитники» в России», иначе как доносом, назвать трудно.
В вину российским защитникам прав человека ставится то же самое, что и всегда. Это и равнодушие к правам русских и финансирование со стороны Запада. Проведя свое скромное расследование об источниках доходов правозащитников, некто Н. С. Леонов сетует, что «нынешние спецслужбы России не в состоянии дать правительству адекватный доклад о «правозащитном беспределе», процветающем на западные деньги. Поэтому вспомнив о том, что «людей, занимающихся подобной работой, называли иностранными агентами и требовали от них обязательной регистрации в качестве таковых в МВД», автор предлагает ввести подобную практику в России.
Получается, что таким нехитрым способом устами своего автора общество «Радонеж» намерено решить проблему правозащитников. О том, что церкви не нравится монополия правозащитников на эту деятельность, говорил и Всеволод Чаплин.
«Ценности человеческой свободы — это наши православные свободы, — заявил он. — Между людьми, которые борются за права человека и православными есть конфликт. Православные уважают права человека, но для нас важнее вера, отечество, защита родной земли. История показывает, что есть ценности, которые важнее, чем человеческая жизнь».
Не скрою, последний тезис священнослужителя привел меня в некоторую оторопь. Но отец Всеволод объяснил, что «и на Западе так считают, и там произошла переоценка ценностей».
Далее Чаплин расставил все точки над «i»: «Правозащитная дискуссия монополизирована либеральными кругами. Нельзя им полностью отдавать эту деятельность. Церковь уже давно участвует в международных правозащитных механизмах. Эта тема нам не чужда. Права людей в тюрьмах — это тема для нас. Защита от произвола чиновников и работодателей в компаниях, защита от криминальных проявлений, от тоталитарных псевдо-сект, защита детей и пожилых людей в приютах — это тоже наше дело». Перечислив таким образом, чьи права будет защищать церковь, если станет главным правозащитником страны, Чаплин закончил свое выступление отповедью «плохим» правозащитникам: «Не помощь людям, а получение грантов, вот их забота. Мы же должны показать другую модель служения».
На сцену пригласили «патриарха российской правозащиты» Игоря Шафаревича. Он пустился во все тяжкие. И заявил, что «либерализм — тоталитарная секта, основанная на идеологии смерти». По мысли православного академика, «православие загораживает либерализму дорогу, поэтому он с православием борется столь агрессивно».
В качестве примеров борьбы либералов против РПЦ все докладчики упоминали выставку «Осторожно, религия!» и неудачную попытку ввести преподавание религии, как обязательный предмет в школе.
Председатель думского комитета по делам религиозных и общественных организаций «Единоросс» Сергей Попов, успокоил встревоженных православных: «Православие остается последним форпостом между добром и злом, — заявил он и рассказал, что парламенты некоторых субъектов федерации посягают на правку «Закона о свободе совести». «Мы защитим православную веру», — пообещал Попов.
А правозащитников защищать пришлось председателю комиссии по правам человека при президенте России Элле Памфиловой. Никого другого от «либералов» на круглый стол не пригласили. Элла Александровна посоветовала «батюшкам» и «матушкам», «не противопоставлять либерализм и христианство и не ассоциировать все правозащитное движение с отдельными его участниками, которые привыкли апеллировать к Западу». А в заключении она мягко напомнила, что никогда еще позиции РПЦ не были так сильны в обществе и государстве. И мягко посоветовала церкви научиться привлекать прихожан традиционными ценностями, борясь за то, чтобы они не уходили в тоталитарные секты. Кстати, проповедь веры, также как посещение заключенных, сирот и престарелых являются непосредственными обязанностями священников и не могут рассматриваться, как проявления правозащитной деятельности.
«Русский курьер», 2 июля 2004 г.